Зеркальный код Леонардо да Винчи

Те, кто изучает творчество мастера эпохи Возрождения, утверждают, что в своих работах он скрыл некое сообщение, которое по какой-то причине не смог выразить открыто. Оно скрывается не только в таинственной улыбке Моны Лизы. Ключ к нему может лежать в зеркальном коде, который использовал да Винчи, чтобы делать заметки. После применения метода его считывания к картинам Леонардо на них появляются загадочные персонажи. Возможно ли, что среди них, как утверждают некоторые, находится «лицо Бога»?



Несколько лет назад аргентинский историк-любитель Уго Конти объявил, что вместе со своими товарищами открыл новый метод чтения сообщений, спрятанных в работах Леонардо да Винчи (1452-1519). Ключом к нему был зеркальный метод писания, с помощью которого он делал свои заметки. Хотя не до конца известно, почему он его использовал, считается, что он хотел таким образом помешать несанкционированному доступу к своим тайнам. Использование техник чтения заметок при анализе картин дало, по мнению Конти, шокирующий эффект.

«На картинах Леонардо легко найти скрытые предметы, — говорил исследователь. – Многие из персонажей, кажется, смотрят в пустоту, но на самом деле они указывают на место, где необходимо положить зеркало, чтобы найти спрятанные изображения. Они касаются секретных сообщений, оставленных художником. Это аллегории из сцен Книги Бытия и Нового Завета, которые открывают новый способ интерпретирования его произведений».

Другой код Леонардо

После кассового успеха «кода да Винчи», в котором, благодаря скрытым в картинах мастера символам, герои выходят на след тайного ордена «Приорат Сиона», многие начали задумываться, были ли у художника на самом деле какие-то знания, о которых он не мог открыто говорить. Хотя книга Дэна Брауна была лишь литературной фикцией, неоднозначная улыбка Моны Лизы (1503-1506) или символика «Тайной вечери» (1495-1498) показывают, что работы да Винчи могут содержать в себе определенный скрытый подтекст.

1Американский художник Рон Пиччирилло утверждает, что обнаружил головы льва, буйвола и обезьяны вокруг головы Моны Лизы.

Конти и его группа верили, что они нашли простой ключ к «реальному коду». Он основывался на методе, аналогичном тому, который используется для чтения заметок Леонардо. Место на картине, куда следовало приложить зеркало (с помощью характерного расположения рук или направленного взгляда) указывали сами увековеченные образы. С наложенных на себя в соответствующих пунктах оригинала и зеркального отражения появлялись удивительные (иногда даже демонические) лица и символы.

Например, с помощью этого метода, использованного относительно картины «Святая Анна» (1499) можно получить изображение, напоминающее голову в шлеме, которую Конти признал за представление бога Яхве.

2

Аналогичный образ появляется над рукой Моны Лизы, если прикрепить зеркало в месте, на которое она указывает пальцем.

da_vin-1

В случае картины «Иоанн Креститель» (1513-1516) появляется что-то, что исследователи сравнивают с «древом жизни».

Но почему автор решил «закодировать» это в своих творениях?

Зеркальное писание

Да Винчи, который был внебрачным сыном нотариуса и крестьянки, не получил формального образования, но, тем не менее, стал самым известным художником эпохи Возрождения и одним из самых важных ученых в истории. Хотя происхождение закрыло ему дорогу в академию, благодаря заступничеству отца он пошел учеником к флорентийскому художнику и скульптору Андреа дель Веррокьо (1435-1488). В последующие годы у да Винчи проснулась тяга к науке и инженерии, а свои выводы и заключения он записывал в форме заметок на нескольких тысячах страниц.

4231

До наших дней дошли около 7000 листов с его записками и рисунками, собранными в несколько кодексов и рукописей. Они касаются многих областей: от анатомии и ботаники до геометрии и строительства. Леонардо оставил их в своем завещании ученику Франческо Мельци (1492-1568), после смерти которого семья продала часть коллекции, а оставшаяся была поделена и разграблена коллекционерами.

Считается, что, по крайней мере, половина заметок да Винчи безвозвратно потеряна. Наиболее удивлять может тот факт, что большинство из них он написал курсивом и в зеркальном отображении, хотя не до конца известно, с какой целью он это делал. Вполне возможно, что он хотел помешать посторонним лицам прочесть их содержимое, но в таком случае он бы использовал какой-то другой шифр. Другая гипотеза утверждает, что такая форма облегчала левше Леонардо процесс записи. Может аналогичную технику он использовал и в своих картинах? Если да, то, что он хотел с помощью нее передать?

Страж скрытых знаний

Проекты летающих машин или подводные лодки являются идеальным примером того, что да Винчи опережал свою эпоху. Сторонники альтернативной истории утверждают, что его знания могли развиваться благодаря принадлежности тайному обществу. Это предположение не голословно, потому что после падения Константинополя в 1453 году на Запад были перевезено много работ по алхимии, медицине и астрологии, что дало толчок к развитию различных наук, в том числе тайных знаний.

16440541

Конти дополнительно подогревал атмосферу утверждением, что зеркальное писание помогло открыть на «Тайной вечере» форму, которую он посчитал Святым Граалем. Удалось ли исследователям, используя инструкции художника, раскусить его большой секрет? Содержат ли картины, скрытые изображения лица Бога и ангелов или демонов, тревожащих ум Леонардо? Этого, к сожалению, никто не знает. Конти охлаждал слишком далеко идущие спекуляции, добавляя, что все это может быть результатом личного философского обаяния, которое да Винчи испытывал к еврейскому мистицизму.

Искатели зеркальных лиц также обращали внимание на то, что подобный «код» содержится в работах других мастеров итальянского возрождения, таких как Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль (1483-1520). Мнения историков искусства, однако, весьма скептичны. Подчеркивали они излишнюю спекулятивность гипотезы Конти и тот факт, что абстрактные образы могли не изображать лица и символы, а быть результатом, так называемой, парейдолии – явления, когда мозг видит знакомые образы в местах, где их не существует. Именно оно несет ответственность за поиск священных фигур в пятнах, потеках или облаках.

Что интересно, да Винчи размещал на своих творениях явные символические мотивы. Одним из них является пещера с картины «Мадонна в скалах» (1483-1490), с которой связан инцидент из молодости художника.

Leonardo_da_Vinci_Virgin_of_the_Rocks_(National_Gallery_London)

Он утверждал, что в один прекрасный день во время прогулки наткнулся на таинственную пещеру. «Вдруг пробудились во мне два чувства: страх перед темной пещерой и соблазн искать в ней чудо», — так описывал этот случай да Винчи. Что же произошло дальше? Связан ли этот опыт с некоторыми особенными мистическими ощущениями? Или, может, Леонардо обнаружил какие-то необычайные ценности? Этого мы уже никогда не узнаем.

Текст: Наталья Перегудова|Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!