К. Хорни стала одной из центральных фигур американского неофрейдизма, изучая влияние тревоги на формирование личности. В 1942 она издает серьезный труд под названием «Самоанализ», в котором перечисляет десять бессознательных невротических побуждений, что препятствуют развитию человека. С ее слов, эти потребности способны лишить нас свободы выбора, настроить враждебно по отношению к миру, пробуждая патологические стремления. Что это за стремления? Давайте разбираться вместе.
Топ-10 невротических потребностей, которые ослабляют человека (по К. Хорни).
1. Жажда власти
Выражается в навязчивом стремлении контролировать все и всех, когда человек хочет обрести власть над умами других людей, подчинить их своей системе ценностей, навязать свое понимание «блага». Довольно часто люди с таким неврозом ставят силу превыше всего, меряют достижения полем своего влияния и авторитета. Индивидуальность и уникальность личности ими отрицается.
2. Поиск одобрения
Люди с этим типом невроза зависимы от мнения окружающих, боятся быть собой, высказывать свои истинные мысли и чувства. Часто хотят всем нравиться, поэтому лезут из кожи, чтобы угодить ребенку и взрослому, другу и врагу. А еще настаивают на бесконфликтной атмосфере общения, готовы жертвовать своими интересами, только бы не нарваться на недовольство со стороны.
3. Завышенные амбиции
Проявляются в желании быть лучшим, превосходить окружающих по всем параметрам – в спорте, сексе, на работе, по красоте. Такие персонажи не могут жить без постоянных достижений, честолюбивых планов и чувства превосходства над «серой массой». До одури боятся проиграть, оказаться на вторых ролях. Их самооценка крайне неустойчива.
4. Стремление к совершенству
Невроз этого характера обычно подстегивает людей стремиться к идеалу, демонстрировать присутствующим свою неуязвимость. Такие люди зациклены на идеальных параметрах, боятся сделать ошибку, напороться на критику, обнажить свои слабые стороны. Это убивает их изнутри, заставляет жить в постоянном страхе.
5. Потребность в партнере-родителе
Люди этого типа считают, что партнер должен заменить им «мамочку»: взять на себя самые тяжелые обязательства в отношениях, решить их проблемы, заботиться, вдохновлять и лелеять. Они инфантильны, им трудно контролировать свою жизнь, ставить цели, нести ответственность. А еще они не выносят одиночества. Любовь рассматривают как таблетку от боли и волшебную микстуру от всех проблем.
6. Нацеленность на эксплуатацию
Общение с людьми для таких невротиков – способ достичь каких-то выгод в сексуальном, финансовом или чувственном плане. Одни дают им идеи, другие удовлетворяют животные потребности, третьи оказывают эмоциональную поддержку, четвертые – ходячие кошельки, с которых можно что-нибудь сдоить. Парадоксально, но сами они больше всего боятся быть использованными.
7. Борьба за независимость
Сама по себе идея свободы хороша, но когда человек попадает от нее в зависимость – это уже патология. Невроз такого рода вынуждает бояться близости в любой форме, чтобы, не дай бог, ни к кому не привязаться, не быть этим кем-то ограниченным. Такие люди обожают подчеркивать свою самодостаточность и ненавидят связывать себя чувством долга. Либо свобода, либо любовь, среднего не дано. Им никто не нужен!
8. Привычка довольствоваться малым
Люди с этой невротической потребностью предпочитают жить на вторых ролях, восхваляют скромность и экономию во всем, боятся выйти за рамки, реализовать свои истинные желания. Похожи на «серых мышек», которые сами определили для себя нишу, решив не выделяться, никуда не соваться и ни в чем не конкурировать. Материальные блага, большие достижения, востребованность в обществе – все это не про них. Оставьте «маленького человека» в покое и проходите мимо.
9. Нарциссизм
Полная противоположность вышеописанному типу – имеют раздутое представление о себе, обожают восхищение в глазах толпы. Часто не соответствуют образу, который так старательно рисуют. Любят приписать себе недостающие качества, достижения и награды. Самооценка завышена, чтобы избежать осуждения.
10. Потребность в признании
Хорошее настроение таких невротиков продиктовано высоким положением в обществе. Любят быть в эпицентре событий, чтобы окружающие восторгались ими, завидовали и неприкрыто льстили. Часто скупают предметы роскоши, определяют ценность вещей их престижностью, чувства оценивают в соответствии со «стандартами». Есть высокооплачиваемая работа, крутая машина, брендовая одежда? Значит, будут любить.
Увы, чем сильнее человек привязан к своим потребностям, тем легче им управлять, тем несчастнее он себя чувствует. А вы смогли разглядеть свое слабое место?
Текст: Flytothesky.ru
Читайте также:
Психологические уловки рекламы – что нужно знать покупателю
Поделитесь постом с друзьями!