Почему люди тратят слишком много денег: 10 причин


Вы замечаете, что многие люди живут не по средствам? Статистика говорит, что около трети людей в возрасте от 30 до 50 лет имеют больше задолженностей по кредитным картам, чем сбережений. Что заставляет нас тратить слишком много? Почему мы постоянно выходим за рамки бюджета, и как обуздать свой импульс к расточительству?

1. Проблема выбора

Выбор одной вещи означает отказ от чего-то другого. Поэтому появляется ощущение «упущенной выгоды», а это действует подавляюще и депрессивно. Мы не хотим отказываться от другой вещи, которая тоже кажется нам очень нужной, и мы хотим иметь её прямо сейчас.

2. «Проклятие» учёта статей расходов

Этот учёт включает в себя разделение денег на отдельные статьи расходов: еда, одежда, аренда жилья, школьные принадлежности, досуг, карманные расходы и т.д. Расходы ограничены суммой по каждой статье. То есть теперь мы рассматриваем «упущенную выгоду» в рамках каждой конкретной статьи расходов, не учитывая всю картину. Альтернативой такому учёту может быть сознательное сравнение всех ваших покупок и, соответственно, затрат.

3. Особые случаи

Мы склонны много тратить на так называемые «особые случаи» (дни рождения или праздники), следовательно, мы в конечном итоге выходим за рамки бюджета. Неумение «вписывать» крупные покупки в статьи расходов приводит к перерасходу средств. Вы можете выйти из положения, создав, например, специальный счёт, предназначенный, скажем, исключительно для дней рождения.

4. Мгновенное удовлетворение

Например, в будущем вы, возможно, хотите купить дом, но вот именно в данный момент вы желаете побаловать себя отпуском на море. Чем больше вы пренебрегаете своими долгосрочными интересами в пользу мгновенного удовлетворения, тем больше вероятность того, что у вас будут проблемы с бюджетом.

5. Наличность VS банковская карта

Людям легче тратить деньги с карточек, нежели наличностью. Оплата «живыми» деньгами более болезненна, поскольку вы их видите и щупаете. Основная психологическая сила банковских карт заключается в том, что они чётко разделяют удовольствие от покупки и дискомфорт от расставания с деньгами. Поэтому, если вы хотите контролировать свои расходы, реже используйте карточки.

6. «К чёрту всё!»

Это эффект снежного кома, когда вы не можете остановиться и просто машете рукой: «А гори оно всё синим пламенем!» Вы что-то очень хотите, усиленно убеждаете себя, что пока позволить себе этого не можете – а потом у вас отказывают тормоза, и наступает полный коллапс самоконтроля. Состояние усугубляется, если вы еще и расплачиваетесь кредитной картой.

7. Слабая сила воли

Сила воли – это контроль собственного импульсивного поведения, и её можно рассматривать как своеобразный ресурс. Когда ресурс истощается или он изначально был низким, люди склонны действовать по велению импульса, и они, скорее всего, будут побеждены собственными желаниями, хотя в дальнейшем могут об этом искренне сожалеть.

8. Шопинг-терапия

Негативные эмоции и чувства вызывают поведенческий сдвиг в сторону немедленного улучшения настроения. И когда мы чувствуем себя подавленным, мы склонны к расточительству. Спонтанные покупки позволяют людям визуализировать себя в «лучшей» жизни, где они одеты в дорогую одежду или окружены красивыми вещами. Шопинг делает эти визуализации реальностью.

9. Зависимость от шопинга

Какая-то часть людей является самыми настоящими шопоголиками, и это можно назвать расстройством. Они покупают вещи, которые им не нужны, и которые они не могут себе позволить, чем ставят под угрозу свою работу, семьи и даже своё психическое здоровье. Самый эффективный первый шаг для лечения – это определение того, почему и как у вас развился шопоголизм, а затем отслеживание его триггеров или стимулирующих факторов.

10. Самооправдание

Люди озабочены тем, чтобы оправдать и обосновать свой выбор – как для самих себя, так и для других. Поиск смысла – глубокая человеческая мотивация, но это нельзя отождествлять с правильным и разумным действием. Например, человек, который купил неприлично дорогой гаджет и чувствует себя виноватым, будет пытаться обосновать приобретение, придумывая дополнительные причины, оправдывающие его выбор, например, «на него была скидка, и я не мог упустить эту возможность».Flytothesky.ru

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Эти три фактора формируют бедность

Поделитесь постом с друзьями!