Фок, грот и бизань… Эти слова морской терминологии затрагивают струны души многих людей- романтиков во всем мире. Они знают, что так называли мачты парусных кораблей. Первая от носа корабля — фок, вторая — грот, третья — бизань. Но немногие знают, что в отличие от классических парусников с тремя мачтами и прямыми парусами на них, были и оригинальные парусники с большим количеством мачт, парусное вооружение которых вызывало недоумение даже у бывалых мореходов.
Трехмачтовых кораблям нет счета, четырехмачтовые можно пересчитать по пальцам, а пятимачтовый был построен в единственном числе (Прусия). Тоже самое можно сказать и о барках — парусниках, которые имели косые паруса лишь на бизани. Пятимачтовых судов этого типа за всю историю кораблестроения создано всего шесть. Редким типом парусника считается пятимачтовая баркентина! Их было всего три.
К числу курьезов судостроения можно отнести и американский парусних (Олимпик), со столь необычным парусным вооружением, что никто не мог классифицировать это судно. После долгих споров его стали в шутку называть «Шхуна, догоняющая бриг».
Еще более странным выглядел немецкий парусник «Адольф Виннен». Так и не получив название, этот тип судна вошел в историю «трехмачтовая гафельная шхуна, догоняющая двухмачтовую марсельную шхуну».
Но самым любопытным парусником можно считать семимачтовую шхуну — единственное семимачтовое судно в мире, созданное американским корабелом Кроуниншильдом в конце 18 века, когда его конкурент — Джон Вардвелл — с успехом строил гигантские пяти- и шестимачтовые шхуны.
Про историю создания семимачтового парусника «Томас Лаусон» Читайте в следующем выпуске «Забытые страницы истории».
Читайте также:
Мировое художественное искусство: Монтегю Доусон
Поделитесь постом с друзьями!